Вторник
19.03.2024
07:28
Категории раздела
Политика [4]
Духовная жизнь [1]
Спорт [0]
Яркие краски [1]
Повседневная жизнь [0]
Традиционная культура [3]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    free counters
    Rambler's Top100

    Иран!

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Образы Ирана » Традиционная культура

    Таазия - религиозный театр
    По материалам Русской службы ИРИб

    Иран на протяжении долгих столетий считался колыбелью величественной и культурно богатой цивилизации. Издревле и до наших дней в этой стране проводились и проводятся торжественные праздники, национальные и религиозные церемонии. Театральные представления издавна проводились в Иране по самым разнообразным случаям. Театр в Иране имеет два четко отличающихся облика: первый из них - это драматические представления, которые отображают в лирической, порой печальной форме переживания и чувства в жизни человека, и второй - это сатирический театр, который прежде всего высмеивает недостатки и пороки в обществе.

    После прихода ислама в Иране получило распространение театральное представление, называвшееся "шабих-гердани", "шабих-хани" или "таазия". Это представление ставится на основании жизнеописания и страданий членов семейства Пророка ислама (ДБАР), в частности событий в месяце мухаррам 61 г. по лунной хиджре (в 680 г.), когда имам Хусейн и многие члены его семьи пали мученической смертью в неравной битве в пустыне Кербелы.

    Мухаррам в фотоальбоме "Праздники"Имам Хусейн был внуком Пророка ислама, но его власть узурпатор Язид-ибн-Муавия отказался признать, вынудив имама покинуть Медину. В то время жители города Куфы, в Ираке, написали письмо имаму и пригласили имама Хусейна на правление к себе. Имам Хусейн почти со всей своей семьей и ограниченным числом сторонников выехал в Ирак и своих обращениях неоднократно заявлял, что выступает ради борьбы добра со злом и в этом деле руководствуется только распоряжением Господа. В конечном итоге, в пустыне Кербелы, на юге Ирака, этот немногочисленный караван встречается с огромным войском халифа-узурпатора Язида. Войско Язида перекрывает семье имама Хусейна доступ к реке Евфрат. Начинается битва на смерть, в которой погибают имам и всего его верные соратники, сыновья, двоюродные братья.

    С XI века шииты (верные последователи имамов и семейства Пророка) каждый год справляют траур во всех исламских землях в первые 10 дней мухаррама. Со времен правления династии Буидов в Иране получил распространение обычай одеваться в черное в дни месяца мухаррам и приостанавливать торговую деятельность. Однако инициация театральных представлений, посвященных событиям в Кербеле, точной даты не имеет, и, по всей видимости, иранские шииты начали ставить такого рода представления постепенно. Тем не менее эволюцию этого театрального жанра в Иране можно детально извлечь из многочисленных записок, путевых заметок и книг. В этих произведениях просматривается вся история появления и развития "таазии".

    Вначале это были простые процессии или шествия, проходившие по улицам мимо заинтересованных зрителей. Участники шествия били себя в грудь, исполняли траурные мелодии на нескольких инструментах, несли черные знамена, аламы (специальные боевые атрибуты), доспехи и оружие, как бы воссоздавая картину исторической битвы в пустыне Кербелы.

    На следующем этапе групповые песнопения несколько сократились, зато прибавилось военной атрибутики и символики. Один-два участника процессии под музыкальный аккомпанемент повествовали аудитории о событиях в Кербеле. Спустя некоторое время "наккалы", или повествователи, уступили свое место нескольким актерам, облаченным в доспехи времен событий в Кербеле, которые излагали эту историю уже с большим жаром и с лучшей инсценировкой. Этих актеров называли "шабих" (похожие). В последующих представлениях они уже вступали в диалог друг с другом и рассказывали о разных действиях. В период правления Сефевидов таазия оставила позади конечный отрезок эволюции и приняла свою современную форму.

    В период правления Каджаридской династии в Иране (19 - начало 20 вв.) представления, именуемые "таазией", достигли своей кульминации и по содержанию, и по качеству, и по внешнему оформлению церемонии. Известный иранский историк Абдулла Мостоуфи в своей автобиографии пишет по поводу таазии:
    "Впервые когда я увидел таазию, мне было 6 лет. С утра до полудня у нас на улице ничего интересного не происходило. Начиная с полудня постепенно стал собираться народ. После выступления нескольких ораторов послышалась эпическая музыка. Музыканты прошлись несколько раз вокруг своеобразной сцены - небольшого помоста, сооруженного прямо на улице - и уселись на свои места. После этого к нам прибыло несколько групп шествующих в трауре мусульман и остановилось вблизи сцены. Под конец прибыли действующие лица таазии. Вперед выступил мужчина в черной рубашке, а за ним человек 40 в разных одеяниях, но все черного цвета, ходили по кругу и пели траурные песни".

    В те времена, когда обряд таазии исполнялся также при шахском дворе, он получил немалую помпезность и торжественность. Однако постепенно оживление вокруг этого обычая начало спадать и за последние десятилетия таазия обрела свою подлинную форму.


    Стихи Таазии


    Актеры ТаазииСекретом небывалого успеха и довольно быстрого распространения таазии среди иранцев были прежде всего социальные факторы, их тесная связь со вкусами и потребностями иранского народа.
    Таазия, однако, формируется не из одного фактора, а из целой совокупности прелестных и тесно взаимосвязанных сюжетов, которые умелые таазисты довели до своего художественного совершенства.
    Основу диалогов и вообще всего сюжета в таазии составляют стихи. Все вопросы и ответы в этом представлении звучат в стихотворной форме. Однако не следует забывать, что поэтический слог таазии не всегда обладал должной оригинальностью и художественным мастерством, поскольку был обращен к массе простого народа и преследовал определенную цель: внушения центральной, ключевой мысли таазии аудитории.

    Садек Хомаюни в книге «Таазия и ее исполнение» пишет, что поэзия фактически служит сосудом для отражения в нем вкусов, мыслей и чувств людей, вплоть до того, что, по мнению крупнейших литераторов Ирана, значительная часть ирано-исламской культуры существует в стихах таазии.
    Изучая историю иранской литературы, мы видим, что поэты- элегисты, подобно другим авторам, имеют свой особенный стиль. Такой специфический поэтический слог, используемый в сочинении душераздирающих элегий, пробуждает человеческие эмоции и опирается на духовно-эмоциальные стороны человеческой души.

    Значение поэзии в формировании таазии настолько велико, что некоторые критики считают кульминационным этапом развития персидской поэзии эпоху Сефевидов, когда в Иране зарождалась религиозная поэзия специально для таазии. Однако стихи таазии имеют разговорный язык, который больше всего подходит для тональности повествования в таазии, т.е. театрального пересказа, и обладает особой привлекательностью. Иногда этот поэтический слог принимает настолько яркий характер, что даже иностранцы, не знающие фарси и не знакомые с тонкостями этого языка, подпадают под влияние таазии.

    Исполнители и организаторы таазии иногда в своих представлениях используют сочинения великих классиков персидской поэзии. Так в тексте таазии могут встречаться стихи Саади, Хафиза или Фирдоуси. Однако авторы таазии признают, что используют этот прием с целью придать повествованию больше драматизма и эпического пафоса, и потому исторической достоверностью эти сочинения не отличаются.
    Невзирая на постепенный упадок эпической литературы и лирической поэзии на определенном отрезке времени, точнее в эпоху Сефевидов, со временем в рамках элегии возник новый жанр поэзии, который очень скоро получил популярность среди всех иранцев и прочих мусульманских народов.

    Основоположник новой персидской поэзии Нима Юшидж (псевдоним Али Исфандьяри) в этом плане указывает на весьма интересный момент. Стихи легенды, написанные одним автором, заложили начало эволюции всей персидской поэзии. В предисловии к этому стихотворению он пишет: «Это здание, в котором разместилась легенда, демонстрирует метод свободного и естественного обмена мыслями. Моя единственная цель - именно эта свобода языка и растягивание повествования».

    Тексты таазии можно разделить на три группы:
    Первая группа - это само событие, в котором повествуется о бедствиях и мученической гибели легендарных или исторических героев, как например события в Кербеле и гибель семейства имама Хусейна (да будет мир с ним);
    Вторая группа - это пролог к событию, который в повествовательном отношении не является независимым или полноценным элементом, а только ведет аудиторию к центральному событию.
    И наконец третья группа называется «гуше» (эпизоды или отрывки), которая носит дополнительный или развлекательный характер. Ключевыми персонажами в этих рассказах являются герои религиозных легенд.

    Авторы текстов таазии никогда не подписывались под своими сочинениями, они словно ожидали только загробного вознаграждения. В большинстве своем они были театральными режиссерами, которые перед представлением вкратце излагали суть описываемого события и приглашали зрителей приготовиться к ожидаемому представлению.


    Музыка Таазии


    Религиозная музыка в качестве одного из музыкальных жанров присутствует в той или иной мере во всех странах. В исламское время музыка в силу нескольких факторов приняла иную форму – форму азана, молитвы, а впоследствии в виде стихов таазии.

    Музыка таазии делится на две группы: песню и инструментальное сопровождение.

    Как уже было упомянуто, язык таазии - это прежде всего поэзия, причем поэзия на ритмический лад. Интонация и форма исполнения стихов таазии играют немалую роль в этом театральном представлении. Если вдаваться в детали, то следует сказать, что музыка таазии носит скорее интроспективный характер, она тесно переплетается с эмоциями и переживаниями актеров. Каждый актер исполняет свою роль на особенный лад, который как бы вырисовывает озвучиваемый им персонаж. Другая форма музыки в таазии - это музыкальный фон или сопровождение, которое оформляется режиссером таазии. Музыканты таким образом выражают свои художественно-лирические чувства. Эта музыка укрепляет элемент воображения в таазии и придает всей атмосфере представления особую окраску.

    Вокальная музыка также имеет важную роль в таазии. Яхья Арианпур в книге «От Сабы до Нимы» пишет:
    «Певец с хорошо поставленным голосом лучше других подходит на роль актера в таазии, поскольку может передавать зрителям в трауре более сильные чувства
    ».

    Другой интересный момент в музыке таазии состоит в соблюдении последовательности партий в виде вопросов и ответов. Например, в таазии имама Хусейна, его шабих (т.е. актер, исполняющий роль имама) ведет беседу с его сводным братом Аббасом. Если имам поет в ладу Шур, то его собеседник обязательно отвечает в том же ладу Шур. Только враги имама, полководцы и палачи войска Язида, декламируют свои партии громким и неприятным на слух голосом, без всякой тональности и мелодичности. Так или иначе, все эти партии исполняются без музыкального сопровождения, разве что очень редко можно услышать звуки свирели. Иногда же, в частности, после сцены мученической гибели имама и его соратников, оставшиеся в живых члены его семьи хором исполняют траурные песни - элегии. При этом зрители таазии иногда подключаются к представлению в виде «толпы», хором поют элегии, бьют себя в грудь.

    Большая часть музыкальных инструментов, используемых в таазии, это духовые инструменты: рожок, свирель, корна (длинная труба). Однако используются также большие и малые барабаны. В настоящее время к музыкальному оформлению таазии подключают также трубу, кларнет, тарелки. Обычно этими инструментами создают музыкальный фон в промежутке между сценами, создавая необходимый шум, а также созвучие с песнопениями. К примеру, при изображении сцен битвы ударами тарелок имитируется грохот сражения, бряцание оружия, топот копыт, придавая всему представлению эпический характер.
    Многие эксперты считают, что таазия была одной из важнейших форм сохранения и передачи из поколения в поколение национальных мелодий иранского народа.

    Современный иранский музыкант и композитор Али Таджвиди считает, что все нынешние радифы или классы иранской музыки происходят из старых мелодий таазии, которые в свою очередь произошли от древних фольклорных и народных мелодий.

    Несомненно, песни таазии на стихи, сложенные специально для этого спектакля, играют немалую роль в представлении главных персонажей. Главным моментом является то, что музыка таазии при каждой постановке отличается от предыдущей. Ибо певцы и аудитория в тесной взаимосвязи, возникающей в ходе представления, часто влияют на форму исполнения и даже приводят к перестановке стихов.


    Символика Таазии


    Как было сказано в предыдущих частях, основной темой театрального представления под названием таазия является борьба добра со злом, света с мраком. Таазия - это представление, в котором противостоят великие мужи ислама и главные злодеи. Таазия - это не просто противоборство свободы и гнета на отдельном отрезке времени, а символизирует собой эту борьбу на протяжении всей истории. Пожалуй, наиболее яркой характерной чертой, позволяющей распознать структуру таазии, является ее символические знаки и атрибуты.

    В таазии, когда кто-либо из актеров облачается в белый саван, это символизирует близость его смерти. Также зеленый и красный цвета символизируют соответственно противостоящие друг другу добро и зло. Естественно, сторонники и соратники имама Хусейна облачаются в зеленое, войска Язида - в красное. Однако во флагах и знаменах есть некоторое различие. Зеленые флаги символизируют принадлежность к дому Пророка, красные цвета означают революционный пыл, а черные, естественно, - траур.

    Алям - это большой навесной штандарт, который актеры несут в траурных церемониях по имаму Хусейну Алям - один из главных символов таазии. По мнению организаторов этого представления, этот штандарт или стяг в немногочисленном войске имама Хусейна находился в руках его светлости Абульфазла Аббаса, брата имама. Джавад Мухаддаси в книге «Культура Ашуры» пишет:
    «Алям - это знамя, которое надевают на конец копья в виде войскового стяга и несут впереди войска. В терминологии траурных церемоний по имаму Хусейну алям - это особый символ, который имеет при себе каждая процессия и которым она отличается от других процессий. Иногда даже по окончании таазии к нему присоединяют черную материю, давая знать таким образом, что настало время начинать траурную процессию».

    За последние годы к таазии прибавилось символики. В качестве примера, надевание белых очков актерами, играющими положительных персонажей, символизирует собой прозрение, душевное благородство этих людей, в то же время темные очки означают собой жестокосердие и беспощадность. Посох служит символом опыта и проницательности.

    Прибытие на сцену белого коня без всадника означает мученическую гибель его всадника, т.е. имама Хусейна».

    Актеры ТаазииВ таазии, в соответствии с некоторыми требованиями, могут меняться естественные аспекты, тот или предмет может запросто превращаться в символ. Иногда даже течение времени или пространственные перемещения символизируются обращением актеров вокруг сцены. К примеру, большой сосуд с водой и несколько стебельков растений означают реку Тигр (в Ираке) и пальмовую рощу. Однако, что интересно, все военное снаряжение, в том числе мечи, копья, щиты и т.п., представлены в настоящем виде.

    Однако, пожалуй, наиболее важную атрибутику таазии можно видеть в облачении актеров. Обратившись к многочисленным источникам по описываемым событиям, нетрудно найти пояснение об одеяниях актеров таазии. Из-за отсутствия грима подбираются одежды, наиболее подходящие для изображаемых ими персонажей. По цветовой окраске в таазии можно встретить практически все цвета. Одежда имама Хусейна как правило это длинная белая рубашка с зеленой чалмой и шарфом. Сверху на рубашку надевается зеленая аба (длинный плащ с прорезями для рук), на которую крепится пояс с военным снаряжением и сапоги.

    Воины с обеих сторон появляются на сцене облаченными в кольчугу и шлемы, с полным военным снаряжением, с той лишь разницей, сторонники имама Хусейна облачены в белое, а их противники - в красное.

    В таазии, где присутствуют также актеры, изображающие ангелов. Они облачены в парчовую одежду, на которую для пущей одухотворенности накидывается вуаль белого, розового или голубого цвета. Главари вражеского войска одеты преимущественно в коричневато-красные одежды, особенно убийца имама Хусейна Шемр, который имеет вороньи перья на красных сапогах и на рукавах.

    Облачение чертей во многом похожа на одежду бродячих шутов. Они накидывают на плечи пеструю абу. Таким образом, цвета одеяний разных актеров на протяжении многих веков символизируют их принадлежность к тому или иному лагерю противостоящих сил.

    Тем не менее не вся одежда соответствует особым требованиям времени. В таазии всегда существовало некое сочетание обычного и боевого облачения эпохи Сефевидов и более современная атрибутика, арабская одежда и одеяния других народов и даже слоев общества.

    Важный момент в этом представлении заключается в том, что роли женщин исполняют мужчины, ибо в таазии не допускается участие женщины, и потому роли всех жен и дочерей исполняются мужчинами. Эти актеры, изображающие «хороших» женщин, облачаются в длинное черное платье и накидывают черную вуаль или платок на голову, которые покрывают их с ног до головы. Паранджа скрывает нижнюю часть лица, оставляя видимыми только глаза. В то же время в отрицательных женских ролях актеры надевают на себя множество украшений, которые символизируют собой увлеченность материальными ценностями.


    Место проведения Таазии


    Театр ТаазияТаазия сначала ставилась на перекрестках и площадях в городах и селах, затем в караван-сараях и частных домах. Спустя некоторое время однако под таазию было отведено специальное смотровое помещение под названием «текья» (в переводе - опора). Это специальные шатры, возводимые для участников траурных процессий по имаму Хусейну. И хотя эти помещения сохраняли свою религиозную святость, в то же время на них не распространялись законы и инструкции, касающиеся мечетей. Поэтому в текьях не существуют ограничения на присутствия как в мечетях. В книге «Культура Ашуры» Джавада Мухаддаси говорится: «Текья фактически является одной из главных духовных опор мусульман. В этом помещении мусульмане справляют траур по имаму Хусейну и его соратникам, совершают траурные песнопения, обращаются за помощью к имаму. На протяжении истории Ирана текья тесно переплелась с трауром и таазией, стала практически неотделимой от них».

    По поводу текий следует сказать, что примерно в 1907 г. в Тегеране существовало около 50 текий. Самой известной была текья Аббас-абада, где таазии встречали наибольший интерес у аудитории. По свидетельству очевидцев того времени, здесь собиралась такая толпа, что Насреддин-шах приказал построить еще и текью Доулат.

    Текья Доулат вместимостью 20 тысяч человек была построена на юго-восточном углу дворца Гулистан в Тегеране в 1869 г. Округлое здание текьи имело 4 этажа и общую площадь 2800 квадратных метров, и было крупнейшим амфитеатром в Иране. Каждый год в этом помещении в первые числа месяца мухаррам после многочасовых траурных процессий на сцене текьи дважды в день ставились крупнейшие представления таазии: с 2 часов пополудни до заката, и от заката до полуночи.

    Вечером в этом помещении зажигались тысячи свеч и светильников и начиналось грандиозное представление.

    Под конец уместно сказать несколько слов о «ротационной» таазии. Эта форма таазии, в противоположность постановкам в специальных помещеньях - текьях, не была ограничена каким-либо местом. Несколько театральных трупп - шабихов - собирали зрителей на открытом воздухе и исполняли таазии одна за другой. В том смысле, что как только кончался один акт представления, на импровизированную сцену выходила другая труппа и исполняла второй акт таазии, но уже на другой лад и так далее. Иногда за день зрители могли увидеть до 10 различных исполнений на одной и той же площади. Ротационная таазия является одним из крупнейших театральных представлений в мире и исполняется в некоторых районах Ирана и по сей день.

    Категория: Традиционная культура | Добавил: takok (29.03.2010) | Автор: А. Тверской-Ямской
    Просмотров: 2579 | Теги: культура Ирана, Таазия, театр, традиции Ирана | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]