Природа раскрывает весной огромную
скатерть, изобилующую всеми признаками благодати, радости и надежды.
Большинство людей погружены с головой в городской, машинный образ жизни. И хотя
наша связь с природой весьма побледнела, но каждый год приход весны, внезапно и
ошеломительно завоевывающий людские сердца, привносит в нашую жизнь всплеск
радости.
Иранцы в преддверии наступления весны по традиции расстилают на столе скатерть
и выставляют на нее символы природной благодати. Цель этой традиции - вспомнить
о милостях и благах, ниспосланных Богом человеку в эти самые прекрасные дни
года. Иранцы празднуют Новруз и веселятся, подкрепленные этим знанием, безмерно
благодарные Господу за его милости. Радость, заключенная в эту
многотысячелетнюю традицию, на некоторое время высвобождает людские сердца из
цепких когтей повседневной, рутинной жизни, придает им новые силы и готовит их
к началу новой, свежей деятельности в новом году. Помимо того, празднование
Новруза, несомненно, сближает людские сердца. Соединяющие их узы создают нацию
из отдельных народностей и этнических групп и придают им национальную сущность.
Известный иранский исследователь и мыслитель, покойный ныне доктор
Абдуль-Хусейн Зарринкуб по поводу заключенных в Новрузе символов и их связи с
элементами природы писал:
«Арийские народности издревле поддерживали прочную и тесную связь с явлениями
природы. Они имели специальные обряды и церемонии для различных временных
явлений вроде дня и ночи, холода и тепла, лета и весны. В календаре арийцев, в
частности древних иранцев или персов, даже отдельные месяцы года
ассоциировались с различными проявлениями природного разрообразия. Их многочисленные
праздники и обряды свидетельствуют о переполнявшей эти народности радости,
надежде на улучшении жизни, которую реже можно встретить среди других народов».
Но вопрос сейчас в том, можем ли мы, как наши предки, по-прежнему встречать
Новруз с присущим им жизнелюбием и отмечать старинные обряды и церемонии?
Действительность говорит нам, что вся природа пронизана принципом обновления и
перерождения в эти праздничные дни. Интересно, что весна преобразует и людские
сердца и умы в буквальном смысле этого слова. Весной у поэтов открывается
вдохновения, они лучше пишут стихи, наставляют остальных людей воспользоваться
весенними возможностями. Во многих произведениях поэтов и писателей мы
встречаем множество поучительных уроков, которые можно извлечь из прихода
весны. В частности, это факт перерождения весны, которая каждый год как бы
умирает с наступлением холодов, а затем воскресает и раскрывается перед нами во
всей своей красе.
Многие авторы, в том числе известные классики вроде Хафиза, призывают людей не
упускать эти мимолетные возможности.
В то же время другие авторы, подходя к весне с мистического угла зрения,
называют ее символом воскресения жизни в целом, из которого утомленная
городским машинизмом душа человека может извлечь ценный урок о необходимости радикального
изменения своей жизни. Многие считают, что весенняя пора - это время для
размышления над смыслом жизни, время освежения своей души. Даже в новогодней
молитве, которую иранцы читают в момент смены года, содержится обращенная к
Богу просьба повернуть все наши дела в лучшую сторону, изменить состояние наших
сердец наилучшим образом.
Это весьма важный урок. Если весна - это всего лишь одно из времен года, то
человеку от этого никакой пользы нет. Но надо постараться заглянуть в корень
этого преобразования, увидеть его суть. Да, зима порой бывает суровой, но
несмотря на все холода, даже самые жуткие, современный человек без труда
справляется с зимой. Но затем наступает весна, и сквозь толщу заледеневшей
почвы пробиваются наверх бутоны фиалки и розы, что каждый раз приводит нас в
изумление, как после таких холодов в земле могли выжить эти ростки жизни. Если
внимательно присмотреться к маленьким зеленым лепесткам бутонов, то в них мы
увидим символы жизни помощнее грома и молнии, посильнее ливневых дождей.
Весна словно говорит людям: «Распрощайтесь со сторым годом, зимний мрак и холод
уступили в борьбе со светлой надеждой на продолжение жизни, истребите в своих
сердцах лень и вялость, взгляните, как петух весенний бодро голосит на крыше и
предвещает новую, иную жизнь. И хотя весна повторяется, каждый раз все меняется
и обретает свежие краски».
В этом и заключается закон, управляющий цветами, деревьями, лугами и полями. Мы
не раз видели, как холод и мрак отступают при первых же дуновениях весны. Но человек
по своей природе не таков. Хотя и мы можем подобно весне обновлять, освежать
свои души, но цикличность явлений природы нам претит. Человек - венец творения,
он не может развиваться по круговороту, не может каждый год возвращаться к той
точке, в которой был год назад. В нашей жизни приходят и уходят весна, лето,
осень и зима, но человек должен двигаться вперед, в противном случае вся его
жизнь потеряет смысл и превратиться в пустое времяпрепровождение. И с каждым
часом мы только будем приближаться к неминуемой смерти.
Интересно, что в Коране рай изображен как обитель постоянной весны. В Коране
более чем в 150 случаях дается описание рая как садов с вечно журчащими
ручьями, вечно цветущими растениями, восхищающими человеческий взор пейзажами и
картинами молодости и жизнерадостности. Важный момент заключается в том, что
жизнь попадающих в рай людей претерпевает постоянные изменения. Т.е. в раю
требуются способные к изменению, чистые души. Это души, которые прошли весь
путь совершенствования, оставили позади трудные испытания.
Несомненно, каждый внимательный и проницательный человек подтвердит тот факт,
что из весны можно извлечь не один и не два поучительных урока. Да, конечно,
праздник Новруз означает в какой-то мере возблагодарение Господа за все бесчисленные
блага и красоты, ниспосланные нам. Эта традиция прошла всю историю
человечества. Но если мы хотим понять разницу между тем, что мы из себя
представляем, и тем, что мы должны быть на самом деле, надо тщательнее и глубже
задуматься над целью Сотворения человека. Конечно, мы не хотим цвести несколько
месяцев в году подобно деревьям и растениям. Мы хотим, чтобы бутоны
совершенства раскрылись в наших душах навеки, чтобы аромат совершенства
пронизывал все наше существо и призывал других в этот вечный рай весны.