Иран на протяжении долгих столетий
считался колыбелью величественной и культурно богатой цивилизации. Издревле и
до наших дней в этой стране проводились и проводятся торжественные праздники,
национальные и религиозные церемонии. Театральные представления издавна
проводились в Иране по самым разнообразным случаям. Театр в Иране имеет два
четко отличающихся облика: первый из них - это драматические представления,
которые отображают в лирической, порой печальной форме переживания и чувства в
жизни человека, и второй - это сатирический театр, который прежде всего
высмеивает недостатки и пороки в обществе.
После прихода ислама в Иране получило распространение театральное
представление, называвшееся "шабих-гердани", "шабих-хани"
или "таазия". Это представление ставится на основании жизнеописания и
страданий членов семейства Пророка ислама (ДБАР), в частности событий в месяце
мухаррам 61 г.
по лунной хиджре (в 680 г.),
когда имам Хусейн и многие члены его семьи пали мученической смертью в неравной
битве в пустыне Кербелы.
Имам Хусейн был внуком Пророка ислама, но его власть узурпатор Язид-ибн-Муавия
отказался признать, вынудив имама покинуть Медину. В то время жители города
Куфы, в Ираке, написали письмо имаму и пригласили имама Хусейна на правление к
себе. Имам Хусейн почти со всей своей семьей и ограниченным числом сторонников
выехал в Ирак и своих обращениях неоднократно заявлял, что выступает ради
борьбы добра со злом и в этом деле руководствуется только распоряжением
Господа. В конечном итоге, в пустыне Кербелы, на юге Ирака, этот
немногочисленный караван встречается с огромным войском халифа-узурпатора
Язида. Войско Язида перекрывает семье имама Хусейна доступ к реке Евфрат.
Начинается битва на смерть, в которой погибают имам и всего его верные
соратники, сыновья, двоюродные братья.
С XIвека шииты (верные последователи имамов и семейства Пророка) каждый год
справляют траур во всех исламских землях в первые 10 дней мухаррама. Со времен
правления династии Буидов в Иране получил распространение обычай одеваться в
черное в дни месяца мухаррам и приостанавливать торговую деятельность. Однако
инициация театральных представлений, посвященных событиям в Кербеле, точной
даты не имеет, и, по всей видимости, иранские шииты начали ставить такого рода
представления постепенно. Тем не менее эволюцию этого театрального жанра в
Иране можно детально извлечь из многочисленных записок, путевых заметок и книг.
В этих произведениях просматривается вся история появления и развития
"таазии".
Вначале это были простые процессии или шествия, проходившие по улицам мимо
заинтересованных зрителей. Участники шествия били себя в грудь, исполняли траурные
мелодии на нескольких инструментах, несли черные знамена, аламы (специальные боевые
атрибуты), доспехи и оружие, как бы воссоздавая картину исторической битвы в
пустыне Кербелы.
На следующем этапе групповые песнопения несколько сократились, зато прибавилось
военной атрибутики и символики. Один-два участника процессии под музыкальный
аккомпанемент повествовали аудитории о событиях в Кербеле. Спустя некоторое
время "наккалы", или повествователи, уступили свое место нескольким
актерам, облаченным в доспехи времен событий в Кербеле, которые излагали эту
историю уже с большим жаром и с лучшей инсценировкой. Этих актеров называли
"шабих" (похожие). В последующих представлениях они уже вступали в
диалог друг с другом и рассказывали о разных действиях. В период правления
Сефевидов таазия оставила позади конечный отрезок эволюции и приняла свою
современную форму.
В период правления Каджаридской династии в Иране (19 - начало 20 вв.)
представления, именуемые "таазией", достигли своей кульминации и по
содержанию, и по качеству, и по внешнему оформлению церемонии. Известный
иранский историк Абдулла Мостоуфи в своей автобиографии пишет по поводу таазии:
"Впервые когда я увидел таазию, мне было 6 лет. С утра до полудня у нас на
улице ничего интересного не происходило. Начиная с полудня постепенно стал
собираться народ. После выступления нескольких ораторов послышалась эпическая
музыка. Музыканты прошлись несколько раз вокруг своеобразной сцены - небольшого
помоста, сооруженного прямо на улице - и уселись на свои места. После этого к
нам прибыло несколько групп шествующих в трауре мусульман и остановилось вблизи
сцены. Под конец прибыли действующие лица таазии. Вперед выступил мужчина в
черной рубашке, а за ним человек 40 в разных одеяниях, но все черного цвета,
ходили по кругу и пели траурные песни".
В те времена, когда обряд таазии исполнялся также при шахском дворе, он получил
немалую помпезность и торжественность. Однако постепенно оживление вокруг этого обычая начало спадать и за последние
десятилетия таазия обрела свою подлинную форму.
Стихи Таазии
Секретом небывалого успеха и довольно быстрого распространения таазии
среди иранцев были прежде всего социальные факторы, их тесная связь со вкусами
и потребностями иранского народа.
Таазия, однако, формируется не из одного фактора, а из целой совокупности
прелестных и тесно взаимосвязанных сюжетов, которые умелые таазисты довели до
своего художественного совершенства.
Основу диалогов и вообще всего сюжета в таазии составляют стихи. Все вопросы и
ответы в этом представлении звучат в стихотворной форме. Однако не следует
забывать, что поэтический слог таазии не всегда обладал должной оригинальностью
и художественным мастерством, поскольку был обращен к массе простого народа и
преследовал определенную цель: внушения центральной, ключевой мысли таазии
аудитории.
Садек Хомаюни в книге «Таазия и ее исполнение» пишет, что поэзия фактически
служит сосудом для отражения в нем вкусов, мыслей и чувств людей, вплоть до
того, что, по мнению крупнейших литераторов Ирана, значительная часть
ирано-исламской культуры существует в стихах таазии.
Изучая историю иранской литературы, мы видим, что поэты- элегисты, подобно
другим авторам, имеют свой особенный стиль. Такой специфический поэтический
слог, используемый в сочинении душераздирающих элегий, пробуждает человеческие
эмоции и опирается на духовно-эмоциальные стороны человеческой души.
Значение поэзии в формировании таазии настолько велико, что некоторые критики
считают кульминационным этапом развития персидской поэзии эпоху Сефевидов,
когда в Иране зарождалась религиозная поэзия специально для таазии. Однако
стихи таазии имеют разговорный язык, который больше всего подходит для
тональности повествования в таазии, т.е. театрального пересказа, и обладает
особой привлекательностью. Иногда этот поэтический слог принимает настолько
яркий характер, что даже иностранцы, не знающие фарси и не знакомые с тонкостями
этого языка, подпадают под влияние таазии.
Исполнители и организаторы таазии иногда в своих представлениях используют
сочинения великих классиков персидской поэзии. Так в тексте таазии могут
встречаться стихи Саади, Хафиза или Фирдоуси. Однако авторы таазии признают,
что используют этот прием с целью придать повествованию больше драматизма и
эпического пафоса, и потому исторической достоверностью эти сочинения не
отличаются.
Невзирая на постепенный упадок эпической литературы и лирической поэзии на
определенном отрезке времени, точнее в эпоху Сефевидов, со временем в рамках
элегии возник новый жанр поэзии, который очень скоро получил популярность среди
всех иранцев и прочих мусульманских народов.
Основоположник новой персидской поэзии Нима Юшидж (псевдоним Али Исфандьяри) в
этом плане указывает на весьма интересный момент. Стихи легенды, написанные
одним автором, заложили начало эволюции всей персидской поэзии. В предисловии к
этому стихотворению он пишет: «Это здание, в котором разместилась легенда,
демонстрирует метод свободного и естественного обмена мыслями. Моя единственная
цель - именно эта свобода языка и растягивание повествования».
Тексты таазии можно разделить на три группы:
Первая группа - это само событие, в котором повествуется о бедствиях и
мученической гибели легендарных или исторических героев, как например события в
Кербеле и гибель семейства имама Хусейна (да будет мир с ним);
Вторая группа - это пролог к событию, который в повествовательном отношении не
является независимым или полноценным элементом, а только ведет аудиторию к
центральному событию.
И наконец третья группа называется «гуше» (эпизоды или отрывки), которая носит
дополнительный или развлекательный характер. Ключевыми персонажами в этих
рассказах являются герои религиозных легенд.
Авторы текстов таазии никогда не подписывались под своими сочинениями,
они словно ожидали только загробного вознаграждения. В большинстве своем они
были театральными режиссерами, которые перед представлением вкратце излагали
суть описываемого события и приглашали зрителей приготовиться к ожидаемому
представлению.
Музыка Таазии
Религиозная музыка в качестве одного из музыкальных жанров присутствует в
той или иной мере во всех странах. В исламское время музыка в силу нескольких
факторов приняла иную форму – форму азана, молитвы, а впоследствии в виде
стихов таазии.
Музыка таазии делится на две группы: песню и инструментальное сопровождение.
Как уже было упомянуто, язык таазии - это прежде всего
поэзия, причем поэзия на ритмический лад. Интонация и форма исполнения стихов
таазии играют немалую роль в этом театральном представлении. Если вдаваться в
детали, то следует сказать, что музыка таазии носит скорее интроспективный
характер, она тесно переплетается с эмоциями и переживаниями актеров. Каждый
актер исполняет свою роль на особенный лад, который как бы вырисовывает
озвучиваемый им персонаж. Другая форма музыки в таазии - это музыкальный фон
или сопровождение, которое оформляется режиссером таазии. Музыканты таким
образом выражают свои художественно-лирические чувства. Эта музыка укрепляет
элемент воображения в таазии и придает всей атмосфере представления особую
окраску.
Вокальная музыка также имеет важную роль в таазии. Яхья Арианпур в книге «От
Сабы до Нимы» пишет:
«Певец с хорошо поставленным голосом лучше других подходит на роль актера в
таазии, поскольку может передавать зрителям в трауре более сильные чувства».
Другой интересный момент в музыке таазии состоит в соблюдении
последовательности партий в виде вопросов и ответов. Например, в таазии имама
Хусейна, его шабих (т.е. актер, исполняющий роль имама) ведет беседу с его
сводным братом Аббасом. Если имам поет в ладу Шур, то его собеседник
обязательно отвечает в том же ладу Шур. Только враги имама, полководцы и палачи
войска Язида, декламируют свои партии громким и неприятным на слух голосом, без
всякой тональности и мелодичности. Так или иначе, все эти партии исполняются
без музыкального сопровождения, разве что очень редко можно услышать звуки
свирели. Иногда же, в частности, после сцены мученической гибели имама и его
соратников, оставшиеся в живых члены его семьи хором исполняют траурные песни -
элегии. При этом зрители таазии иногда подключаются к представлению в виде
«толпы», хором поют элегии, бьют себя в грудь.
Большая часть музыкальных инструментов, используемых в таазии, это духовые
инструменты: рожок, свирель, корна (длинная труба). Однако используются также
большие и малые барабаны. В настоящее время к музыкальному оформлению таазии
подключают также трубу, кларнет, тарелки. Обычно этими инструментами создают
музыкальный фон в промежутке между сценами, создавая необходимый шум, а также
созвучие с песнопениями. К примеру, при изображении сцен битвы ударами тарелок
имитируется грохот сражения, бряцание оружия, топот копыт, придавая всему
представлению эпический характер.
Многие эксперты считают, что таазия была одной из важнейших форм сохранения и
передачи из поколения в поколение национальных мелодий иранского народа.
Современный иранский музыкант и композитор Али Таджвиди считает, что все
нынешние радифы или классы иранской музыки происходят из старых мелодий таазии,
которые в свою очередь произошли от древних фольклорных и народных мелодий.
Несомненно, песни таазии на стихи, сложенные специально для этого спектакля,
играют немалую роль в представлении главных персонажей. Главным моментом
является то, что музыка таазии при каждой постановке отличается от предыдущей.
Ибо певцы и аудитория в тесной взаимосвязи, возникающей в ходе представления,
часто влияют на форму исполнения и даже приводят к перестановке стихов.
Символика Таазии
Как было сказано в предыдущих частях, основной темой театрального
представления под названием таазия является борьба добра со злом, света с
мраком. Таазия - это представление, в котором противостоят великие мужи ислама
и главные злодеи. Таазия - это не просто противоборство свободы и гнета на
отдельном отрезке времени, а символизирует собой эту борьбу на протяжении всей
истории. Пожалуй, наиболее яркой характерной чертой, позволяющей распознать
структуру таазии, является ее символические знаки и атрибуты.
В таазии, когда кто-либо из актеров облачается в белый саван, это символизирует
близость его смерти. Также зеленый и красный цвета символизируют соответственно
противостоящие друг другу добро и зло. Естественно, сторонники и соратники
имама Хусейна облачаются в зеленое, войска Язида - в красное. Однако во флагах
и знаменах есть некоторое различие. Зеленые флаги символизируют принадлежность
к дому Пророка, красные цвета означают революционный пыл, а черные,
естественно, - траур.
Алям - это большой навесной штандарт, который актеры несут в траурных
церемониях по имаму Хусейну Алям - один из главных символов таазии. По мнению
организаторов этого представления, этот штандарт или стяг в немногочисленном
войске имама Хусейна находился в руках его светлости Абульфазла Аббаса, брата
имама. Джавад Мухаддаси в книге «Культура Ашуры» пишет:
«Алям - это знамя, которое надевают на конец копья в виде войскового стяга и
несут впереди войска. В терминологии траурных церемоний по имаму Хусейну алям -
это особый символ, который имеет при себе каждая процессия и которым она
отличается от других процессий. Иногда даже по окончании таазии к нему
присоединяют черную материю, давая знать таким образом, что настало время
начинать траурную процессию».
За последние годы к таазии прибавилось символики. В качестве примера, надевание
белых очков актерами, играющими положительных персонажей, символизирует собой
прозрение, душевное благородство этих людей, в то же время темные очки означают
собой жестокосердие и беспощадность. Посох служит символом опыта и
проницательности.
Прибытие на сцену белого коня без всадника означает мученическую гибель его
всадника, т.е. имама Хусейна».
В таазии, в соответствии с некоторыми требованиями, могут меняться естественные
аспекты, тот или предмет может запросто превращаться в символ. Иногда даже
течение времени или пространственные перемещения символизируются обращением
актеров вокруг сцены. К примеру, большой сосуд с водой и несколько стебельков
растений означают реку Тигр (в Ираке) и пальмовую рощу. Однако, что интересно,
все военное снаряжение, в том числе мечи, копья, щиты и т.п., представлены в
настоящем виде.
Однако, пожалуй, наиболее важную атрибутику таазии можно видеть в облачении
актеров. Обратившись к многочисленным источникам по описываемым событиям,
нетрудно найти пояснение об одеяниях актеров таазии. Из-за отсутствия грима
подбираются одежды, наиболее подходящие для изображаемых ими персонажей. По
цветовой окраске в таазии можно встретить практически все цвета. Одежда имама
Хусейна как правило это длинная белая рубашка с зеленой чалмой и шарфом. Сверху
на рубашку надевается зеленая аба (длинный плащ
с прорезями для рук), на
которую крепится пояс с военным снаряжением и сапоги.
Воины с обеих сторон появляются на сцене облаченными в кольчугу и шлемы, с
полным военным снаряжением, с той лишь разницей, сторонники имама Хусейна
облачены в белое, а их противники - в красное.
В таазии, где присутствуют также актеры, изображающие ангелов. Они облачены в
парчовую одежду, на которую для пущей одухотворенности накидывается вуаль
белого, розового или голубого цвета. Главари вражеского войска одеты
преимущественно в коричневато-красные одежды, особенно убийца имама Хусейна Шемр,
который имеет вороньи перья на красных сапогах и на рукавах.
Облачение чертей во многом похожа на одежду бродячих шутов. Они накидывают на
плечи пеструю абу. Таким образом, цвета одеяний разных актеров на протяжении
многих веков символизируют их принадлежность к тому или иному лагерю
противостоящих сил.
Тем не менее не вся одежда соответствует особым требованиям времени. В таазии
всегда существовало некое сочетание обычного и боевого облачения эпохи
Сефевидов и более современная атрибутика, арабская одежда и одеяния других
народов и даже слоев общества.
Важный момент в этом представлении заключается в том, что роли женщин исполняют
мужчины, ибо в таазии не допускается участие женщины, и потому роли всех жен и
дочерей исполняются мужчинами. Эти актеры, изображающие «хороших» женщин,
облачаются в длинное черное платье и накидывают черную вуаль или платок на
голову, которые покрывают их с ног до головы. Паранджа скрывает нижнюю часть
лица, оставляя видимыми только глаза. В то же время в отрицательных женских
ролях актеры надевают на себя множество украшений, которые символизируют собой
увлеченность материальными ценностями.
Место проведения Таазии
Таазия сначала ставилась на
перекрестках и площадях в городах и селах, затем в караван-сараях и частных
домах. Спустя некоторое время однако под таазию было отведено специальное
смотровое помещение под названием «текья» (в переводе - опора). Это специальные
шатры, возводимые для участников траурных процессий по имаму Хусейну. И хотя
эти помещения сохраняли свою религиозную святость, в то же время на них не
распространялись законы и инструкции, касающиеся мечетей. Поэтому в текьях не
существуют ограничения на присутствия как в мечетях. В книге «Культура Ашуры»
Джавада Мухаддаси говорится: «Текья фактически является одной из главных
духовных опор мусульман. В этом помещении мусульмане справляют траур по имаму
Хусейну и его соратникам, совершают траурные песнопения, обращаются за помощью
к имаму. На протяжении истории Ирана текья тесно переплелась с трауром и
таазией, стала практически неотделимой от них».
По поводу текий следует сказать, что примерно в 1907 г. в Тегеране существовало
около 50 текий. Самой известной была текья Аббас-абада, где таазии встречали
наибольший интерес у аудитории. По свидетельству очевидцев того времени, здесь
собиралась такая толпа, что Насреддин-шах приказал построить еще и текью
Доулат.
Текья Доулат вместимостью 20 тысяч человек была построена на юго-восточном углу
дворца Гулистан в Тегеране в 1869
г. Округлое здание текьи имело 4 этажа и общую площадь
2800 квадратных метров, и было крупнейшим амфитеатром в Иране. Каждый год в
этом помещении в первые числа месяца мухаррам после многочасовых траурных
процессий на сцене текьи дважды в день ставились крупнейшие представления
таазии: с 2 часов пополудни до заката, и от заката до полуночи.
Вечером в этом помещении зажигались тысячи свеч и светильников и начиналось
грандиозное представление.
Под конец уместно сказать несколько слов о «ротационной» таазии. Эта форма
таазии, в противоположность постановкам в специальных помещеньях - текьях, не
была ограничена каким-либо местом. Несколько театральных трупп - шабихов -
собирали зрителей на открытом воздухе и исполняли таазии одна за другой. В том
смысле, что как только кончался один акт представления, на импровизированную
сцену выходила другая труппа и исполняла второй акт таазии, но уже на другой
лад и так далее. Иногда за день зрители могли увидеть до 10 различных
исполнений на одной и той же площади. Ротационная таазия является одним из
крупнейших театральных представлений в мире и исполняется в некоторых районах
Ирана и по сей день.