Тегеран –
столица и крупнейший город Ирана, его политический, финансовый, торговый,
промышленный и транспортный центр. Город расположен на севере страны у подножья
горного хребта Эльбурс, в 90 км к югу от
побережья Каспийского моря. Тегеран находится на южном склоне
горы Точал, отчего, по одной из версий, и произошло название города: от слов
«дно» («тех») и устаревшего «склон» («рон») происходит слово «техрон»
- «подножье горного склона». Из другой теории следует, что Тегеран означает
«теплое место» в противоположность «холодному месту» Шемирану – району на
севере города.
Раскопки
показывают, что поселение людей на месте современного Тегерана существовало уже
в 6 тысячелетии до нашей эры. Поселенцы прибывали к склонам Эльбурса, спасаясь
от знойного жара солончаковых пустынь на юге. Изначально Тегеран был деревней,
расположенной в нескольких километрах на северо-запад от города Рей — одного из древнейших городов Ирана.
Основой экономики Тегерана в это время было сельское хозяйство, в частности
выращивание овощей
и фруктов.
Толчком к
возвышению Тегерана как политического центра стало разрушение монголами Рея в 1228 г. Жители разрушенного
города устремились в почти нетронутый Чингисханом Тегеран. В 1404 г. испанский
путешественник Руй Гонсалес де Клавихо стал, вероятно,
первым европейцем, посетившим Тегеран. Он описывает его как крупный город, в
котором расположена резиденция Тимуридов.
Начиная с XV века
Тегеран начал активно разрастаться на север. В XVII веке
в Тегеране расположилась резиденция правящей династии Сефевидов. Вокруг города были выстроены стены. Наконец,
настоящий строительный бум произошел в Тегеране в начале XVIII века.
Вскоре Тегеран поглотил все маленькие города и деревни вокруг: Шемиран, Рей и другие. Карим Хан приказал построить в
Тегеране дворец, гарем и резиденции для государственных учреждений. Вероятно,
он намеревался перенести столицу в Тегеран, но позже столичные функции были
переданы Ширазу. Тем не менее, когда Ага Мохаммед хан Каджар стал главой
государства, в 1795 г.
Тегеран стал столицей Ирана.
Фатх Али-шах, племянник Мохаммеда Каджара, внес наиболее весомый
вклад в строительство Тегерана. В частности, в период его правления в Тегеране
были построены Мраморный дворец
и Шахская мечеть. К 1830 г. население
Тегерана достигло 150 тысяч человек. При Мохаммеде Каджаре Тегеран вышел за пределы
городских стен. Роскошные дворцы были выстроены в северной части города.
Самая
масштабная реконструкция за всю историю Тегерана началась в 1870 г. при Насреддин-шахе. Он приказал взорвать все
древние фортификационные сооружения, и на их месте появились
новые городские кварталы. Была уничтожена старая стена и выстроена новая, в
форме неправильного восьмиугольника длиной 19 км. Через те
места, где располагались 12 богато отделанных городских ворот, сегодня
проложены главные магистрали, ведущие в город. Кроме того, при Насреддин-шахе
была проведена реконструкция большого количества зданий, а также выстроена
централизованная система водоснабжения. К концу его правления (1896) население города
превышало 250 тысяч человек, большинство из которых жили за городскими стенами.
В 30-х годах XX
века город пережил новое грандиозное обновление. По приказу Резы Пехлеви «стены Насреддина» были уничтожены, а на
их месте проложены широкие проспекты.
В 1943 г. в Тегеране
проходила конференция глав правительств трёх союзных
держав антигитлеровской коалиции — СССР,
США и Великобритании. После войны население Тегерана
достигло 1 миллиона человек.
При Мохаммеде Пехлеви, последнем шахе Ирана
многие древние постройки старого города были уничтожены, так как шах полагал,
что им не место в современном Тегеране. На месте уникальных фортификационных
сооружений и дворцов ныне расположены небоскрёбы либо широкие автострады. С началом типовой жилой
застройки, пик которой пришелся на 1960-е годы,
Тегеран окончательно утерял свой «древний» вид.
В 1969 г. Шемиран был включен в состав Тегерана, после чего расширение
на север прекратилось. По новой градостроительной доктрине город стал
развиваться на запад и восток. Городская застройка вплотную подходит к Кереджу. Резкий скачок цен на нефть
в 1970-х и
последовавший за этим энергетический кризис на Западе придали новый толчок
развитию города. Шах намеревался использовать сверхдоходы от экспорта нефти для
строительства нового района Тегерана, который стал бы символом власти Пехлеви.
Проект «Шахестана» был готов в 1976 г., однако деньги быстро закончились, и район так и не
был построен.
В ходе ирано-иракской войны Тегеран регулярно
подвергался обстрелу иракскими ракетами Р-11,
что влекло за собой огромные жертвы среди гражданского населения и
многочисленные разрушения. В Тегеран стекались беженцы из западных провинций. К
тому же, в Тегеран устремился поток беженцев из соседнего Афганистана, где в это время тоже шла война. В 2001 г. в Тегеране запущено метро, которое сейчас состоит
из четырех линий. В 2007 г.
закончено строительство башни Милад, которая стала 4-м по высоте сооружением в
мире.
Тегеранский базар
Несмотря на
то, что город неоднократно перестраивался, в нем сохранилось значительное
количество памятников XVIII –
XIX вв., а также
парки и сады. Крупнейшим архитектурно-торговым комплексом города является
центральный базар, приобретший современный вид в XIX веке. Восточный базар – это не
только место торговли, он может включать в себя банки, мечети и гостиницы,
целые улицы и кварталы различных торговцев и мастеров: кузнецов, зеленщиков,
мясников, гончаров, ковровые и другие ряды.
Тегеранский
базар – самый крупный в мире, его улицы достигают 10 км в длину.
Базар находится в южной части города, к нему ведут различные ворота и входы,
которые закрываются на ночь. Старейшие здания базара относятся к XVII веку, в последствие
новые ряды появлялись по мере роста города. Старые кварталы выдержаны в одном
архитектурном стиле, в то время как недавно появившиеся ряды значительно от них
отличаются, выпадают из общего образа.
В последнее
время финансовое и торговое значение базара снизилось, так как финансовые организации
были перенесены на север столицы. Тем не менее, базар остается центром торговли
для тегеранцев и гостей города и больше специализируется на продаже
традиционных товаров, таких как ковры и украшения, что направлено на
привлечение туристов.
Дворец Голестан
Старейшим и
одним из самых привлекательных сооружений Тегерана, без сомнения, является
дворец Голестан. «Голестан» дословно означает «дворец роз». Этот дворцовый
комплекс находится за стенами крепости. Дворец был построен во время правления Тахмаспа I (1524 – 1576), однако
постоянно перестраивался в течение XVIII – XIX вв.
Наибольший вклад в строительство Голестана внесли Карим-хан Зенд (1750-1779), Ага Мухаммед-хан Каджар (1742-1797), который сделал Тегеран своей столицей, и
Насреддин-шах (1848 – 1896).
Дворец-музей
Голестан разделен на 7 частей: Антропологический музей, Бриллиантовый зал,
Акс-хане (музей фотографии), Хоуз-хане (портретная галерея), Негар-хане
(картинная галерея), павильон Шамс-ул-Эманех и Мраморный тронный зал.
В экспозиции
музея представлены керамика различных эпох, работы по камню и металлу, ткани и
гобелены, музыкальные инструменты, бытовая и праздничная одежда, обувь, оружие
и всяческие принадлежности. Кроме того, здесь расположена крупная библиотека.
Центральным и
наиболее значимым помещением дворца является Мраморный тронный зал (Айване Тахте Мармар),
выстроенный в 1806 г.
по приказу Фатх Али-шаха. Зал использовался для официальных приемов, а в 1925 г. в нем
прошла коронация шаха Резы Пехлеви. Зал богато украшен росписями, фресками,
зеркалами, мрамором и плиткой, резьбой по дереву и представляет собой своего
рода мусульманское барокко. Сохранившийся до наших дней трон, сделанный из
йездского желтого мрамора, является вершиной иранской архитектуры. Он был
создан из 65 кусков по проекту Мирзы бабы, придворного художника Каджаров.
Шамс-ул-Эманех
(переводится как «дом солнца») – пожалуй, самое впечатляющее здание дворца. Оно
представляет собой павильон с двумя ярко раскрашенными башнями, а также бассейн
перед ним. Считается, что идея такой конструкции была навеяна шаху Насреддину
Каджару (1848 – 1896) во время его путешествий по Европе – он захотел иметь в
своем дворце нечто вроде готической колокольни, откуда бы открывался вид на
город. Павильон был построен к 1867 г. и оказался редким экземпляром
удачного смешения восточной и западной архитектуры.
Из Европы
Насреддин-шах привез еще одну незнакомую мусульманской культуре идею – создать
картинную галерею и музеи. В 1870-х гг. в Голестане были открыты две
картинные галереи: в Хоуз-хане были вывешены картины европейских художников (в
основном портреты), закупленные Насреддином и его предшественниками, а в
Негар-хане – работы иранских художников. В XX веке коллекция Негар-хане была поделена между другими
тегеранскими музеями, однако и сейчас в ней можно посмотреть картины художников
каджарской эпохи.
Дворец Ниаваран
Другой
достойный внимания объект столичной архитектуры – дворец Ниаваран, созданный во
времена Каджаров. Он расположен в северной части города в районе Шемиран. В 2000 г. этот
комплекс был выделен из дворца Саадабад, и сейчас включает пять зданий:
собственно дворец Ниаваран, павильон Ахмад-шаха, дворец Сахибкарание, музей
Джахан Нама и библиотеку.
Главное здание
дворца было построено в середине XX в. при Мухаммед Реза-шахе. Первоначально оно задумывалось
как зал для официальных гостей, однако в последствии стало резиденцией царской
семьи. Внешний вид дворца напоминает доисламский стиль в сочетании с
современными технологиями, интерьер и дизайн Ниаварана были выполнены группой
французских архитекторов. На первом этаже находится главный зал, а также ряд
боковых залов, столовая, кинотеатр и гостиная. На верхнем этаже находились
жилые комнаты семьи Пехлеви. Они украшены ценными картинами, коврами и
подарками из разных стран.
Двухэтажный
павильон Ахмад-шаха был построен в последние годы правления Каджаров и после
реставрации использовался шахами Пехлеви. В залах павильона выставлены изделия
из серебра, бронзы, слоновой кости и дерева, сувениры из разных стран, картины,
медали, а также драгоценные камни. На втором этаже расположена терраса с
26 гипсовыми колоннами.
Дворец
Сахибкарание начал строиться при Насреддин-шахе в конце XIX в. Тогда были отстроены зал
приемов, зимнее помещение, несколько маленьких зданий и терраса. В 1906 г., в разгар
революции, в этом дворце шах Музафар-ад-дин подписал первую иранскую
конституцию. При шахах Пехлеви павильон был обновлен, в его дворе был выкопан
бассейн. В 1976 г.
часть дворца Сахибкарание была отведена под музей, где собраны доисторические и
современные изделия со всего мира, включая доколумбовую Америку, лурестанские
бронзы и раннехристианские памятники, а также работы Пикассо, Ренуара и других
европейских живописцев.
Дворец Саадабад
Еще один
бывший царский дворец, который посещается туристами, это Саадабад, находящийся
рядом с комплексом Ниаварана. Он был построен при последних Каджарах в начале XX века, в разное время
здесь жили шахи Пехлеви. Комплекс состоит из нескольких дворцов и павильонов, в
некоторых из них размещена Иранская организация культурного наследия. Во дворце
Шахрам находится Военный музей, а в других павильонах – Музей воды, Музей
изящных искусств, музей Бехзад и другие. В
октябре 2007 г.
в Саадабаде в рамках Второго Каспийского саммита состоялась встреча президентов
России и Ирана Владимира Путина и Махмуда Ахмадинежада.
Археологический музей
Из музеев
Тегерана наиболее крупным является Археологический музей ("Музе-йе Иран-е
бастан"). Этот крупнейший в стране музей был открыт в 1937 г. в здании, специально
построенном для него по проекту французского архитектора Андреа Годара. С этого
момента ценнейшие экспонаты древнего искусства Ирана выставлялись в этом музее,
а не уплывали в Лувр или Британский музей, как это случалось ранее. В настоящее
время Археологический музей, или, как его еще называют, «Музей древнего
Ирана»,—самый богатый в стране по числу и ценности экспонатов. Самые древние из
них датированы VI тысячелетием до н. э.
Экспозиции
музея располагаются по хронологическому и династийному принципам. На первом
этаже размещаются экспонаты, обнаруженные во время археологических раскопок в
районе Бахтарана, в Сузах, Персеполисе, Тепе Силаке, Тепе Хесаре, Хасанлу и
Лурестане. Они относятся к периоду от доисторических времен до конца правления
Сасанидов (VII в.). Здесь можно увидеть древнейшие изделия из камня и кости. Из
экспонатов эпохи Сасанидов следует особо отметить произведения искусства -
фрески, роспись по гипсу, изделия из металла. Среди памятников времен
Ахеменидов большую ценность представляют барельеф Дария I, золотые и серебряные
украшения, капители колонн персеполисского дворца. Из экспонатов времен
Аршакидов наиболее ценной с научной точки зрения является статуя из бронзы,
найденная в Бахтиарии, а также фигура воина из Суз.
Второй этаж
музея отведен для образцов материальной культуры Ирана исламского периода.
Экспонаты здесь выполнены уже в другом стиле и технике. Привлекают внимание
изделия из керамики, фаянса, покрытые эмалью, коллекция монет. Наиболее
оригинальными являются керамические вазы, украшенные куфическими письменами,
выполненные красными и коричневыми красками на золотом фоне. Богато
представлена материальная культура периода правления Сельджуков. Выделяются
алтарь мечети с надписями и росписью из Исфахана, минбар (кафедра) мечети из
Фарса, инкрустированная деревянная дверь, мраморные алтари, изделия из парчи,
великолепные экземпляры Корана, книги с миниатюрами. Специальный зал выделен
для предметов, относящихся к периоду правления Сефевидов, начиная от вещей из
гробницы шейха Сафи ад-Дина в Ардебиле и кончая книгами, коврами, монетами,
произведениями искусства и т. п.
Последний
раздел музея называют «залом сокровищ». Здесь представлены изделия из золота и
серебра, ряд ценнейших находок доисламского и исламского периодов: золотая чаша
Ксеркса, золотые фризы эпохи Ахеменидов, золотая чаша из Хасанлу, серебряные
блюда сасанидской эпохи и многое другое.
Музей ковров
Наконец,
нельзя не упомянуть о тегеранском Музее ковров. Музей ковров, находящийся в
Тегеране, - это сокровищница редких древних изделий периода Сефевидов, Каджаров
и современного времени. Музей был открыт в 1974 году. Он находится в
восьмиугольном здании, фасад которого представляет собой ткацкий станок. В
здании два этажа и подвал. Построено оно в современном архитектурном стиле с
учетом необходимых условий хранения ковров. Посетители входят в музей и сразу
же попадают в зал реставрации. В следующем зале экспонируются ковры из
различных городов страны, в которых занимаются этим видом народных промыслов. В
центре зала находится большой бассейн в традиционном стиле, который удваивает
красоту музея. В этом же зале разместилась чайхана, притягивающая к себе
туристов.
В
экспозиционных залах выставлены ковры из различных районов Ирана, в том числе
из Кашана, Хорасана, Курдистана, Кермана, а также изделия кочевых племен. Среди
этих ковров, а также образцов, хранящихся в запасниках музея, сотни уникальных
экземпляров. В качестве образца ковров, сотканных в Азербайджане, можно назвать
коврик-картинку мастера из Тебриза, на котором изображен двор султана Махмуда
Газнави. Этот коврик имеет по 70 узлов на каждые 7 сантиметров. Соткан
он был в начале 19 века из шелковых и шерстяных ниток. Один из ценных
экземпляров музея - ковер тебризского мастера, который является своего рода
иллюстрацией к «Шахнаме» Фирдоуси. Рядом с каждой картинкой находится
соответствующий стих поэмы. Ковер был соткан приблизительно 200 лет назад.
В музее есть
еще один редкий ковер 16 века, сотканный в Кашане. Он украшен узорами,
изображающими животных и растения. По краям ковра изображены два легендарных
животных: симург и дракон, олицетворяющие борьбу двух начал. Также здесь можно увидеть
великолепный ковер исфаханской работы с выпуклым рисунком. В каждых семи сантиметрах
ковра 65 узлов. Для того чтобы добиться естественности при изображении
животных, мастерами было использовано 38 видов ножниц.
Следует
отметить, что в музее ковров не только экспонируются редкие ковры, но и ведется
исследовательская работа. В специализированной библиотеке музея находятся книги
на персидском, арабском, французском, английском и немецком языках.
Помимо
Археологического музея и Музея ковров, в Тегеране можно посетить и другие
музеи, как, например, Музей драгоценностей. Здесь выставлены различные
украшения из драгоценных камней и металлов, которые собирались иранскими шахами
с XVI века. В
этнографическом музее показаны костюмы и произведения народного творчества
народов Ирана, а также старинное оружие и традиционные музыкальные инструменты.
В музее Резы Аббаси выставлены миниатюры одного из самых известных художников
Ирана, служившего при дворе шаха Аббаса в начале XVII в.